Фанаты  


1 2 3
Спартаковские фаны

Московский “Спартак” любят и ненавидят, превозносят до небес и язвят по поводу того, как “игроки народной команды разыгрывают коронные стеночки”, “плетут кружева атак” и что “состояние поля как всегда помешало спартаковцам в охотку повозиться с мячом”. Мы, журналисты, не имеем права официально заявлять о своих клубных пристрастиях. Оперируя фактами, мы должны приходить к выводам, прямо или косвенно из них вытекающим. Это означает, что не признавать “Спартак” сильнейшим и самым прославленным клубом России по меньшей мере неразумно. Своей игрой спартаковцы давно заслужили если и не преклонение, то уважение к себе со стороны многомиллионной армии отечественных любителей спорта.

Да, “Спартак” любят и поддерживают как на бескрайних просторах России, так и за рубежом. Только кто? И как? Вопросов два, а ответов на них может быть бесконечное множество. Разобраться в таком пестром и неординарном явлении, как движение спартаковских фанов, нам помогут два человека - ОЛЕГ и ИГОРЬ. Мы не будем упоминать их фамилий, ибо они хорошо известны широкому кругу фанатов (и не только спартаковских). Скажем лишь, что Олег представляет поколение 80-х годов, а Игорь - 90-х...

Исторически сложилось так, что первым отечественным фан-движением стало спартаковское. А раз так, то, вспоминая историю, мы время от времени будем употреблять это значимое слово - “первый”. Да не обидятся на нас поклонники других команд, но истина дороже: когда они еще не совсем четко представляли себе, что такое “шиза” и “выезд”, сначала в Москве, а затем и за ее пределами вовсю раздавалось: “В Союзе нет еще пока команды лучше “Спартака”!”

Первые фанаты

ОЛЕГ: Первые организованные болельщики “Спартака” ведут свою историю с начала 70-х годов. Впервые мы упомянули об этом в наших программках, вышедших в 1989 году. В 1969-1970-х гг. на матчах стали появляться молодые люди с длинными волосами и в джинсах. Они считались передовой молодежью того времени. Среди них было очень много представителей модного течения - хиппи. Парни с девчонками поддерживали “Спартак”, придумывали разные речевки и частушки. Они и стояли у истоков нашего движения. Это официальная версия поколения, пришедшего в 1972 году.

Атрибутика

ОЛЕГ: С 1972 года на матчах стали появляться “цвета”: флажки, шапочки, чуть позже - розетки (то есть шарфы. - Прим. ред.). Первая розетка засветилась в 1974 году, ее автором был Александр Гуренков по кличке Заплаткин. Он ее сделал под впечатлением от картинок из чешских журналов “Старт” и “Стадион”, единственных иллюстрированных иностранных изданий о спорте, которые в то время можно было купить в Союзе. Одним словом, 1974 год - дата рождения наших розеток.

Нередко приходится читать в прессе, что с того или иного фаната кто-то снял “номерную розетку” и что был украден, потерян или изорван транспарант банды. Интересно, а что думают по этому поводу лидеры спартаковского фан-движения?

ИГОРЬ: Номерная розетка - это откровенный вымысел. Я, как человек, принимавший участие в выпуске наших шарфов, не припомню никаких номеров, проставленных на них. Конечно, кто-то может нумеровать свой шарф, если ему это нравится (у одной молодежной динамовской группировки есть такие шарфы), но мы не видим в этом смысла. Принадлежность к группировке не определяется какой-то единственной в своем роде розой. Да и вообще, символика необходима на первом этапе развития фан-бригады, когда срочно надо о себе заявить. Потом это уже становится вторичным элементом: ведь фанат должен ощущать себя таковым внутренне, а не внешне. Кстати, сейчас у нас существует тенденция ходить на матчи без “цветов”. Это особенно важно, когда ты находишься в толпе. Эффективность фанатизма не зависит от огромных “баннеров” или несметного количества розеток. Конечно, наши оппоненты из цээсковского лагеря поражают воображение обилием цветов. Но мы и они сталкиваемся с разными проблемами: “армейцам” надо набрать людей, так как их попросту меньше, а мы же в свою очередь пытаемся отсечь лишних, балласт, тех, кто пришел к нам на волне моды и не готов отстаивать спартаковские идеалы.

Как стать фанатом?

По словам моих собеседников, фанаты начала-середины 70-х объединялись в группы по 50-60 человек по территориальному принципу, но на трибунах поддержка команды все равно выглядела целостной и организованной. Со дня первого появления фанатов на трибунах против них сразу стали проводиться репрессии. Но известно, что “запретный плод” - сладок. Люди продолжали встречаться друг с другом, так как болели за одну команду и хотели просто почувствовать себя своими среди своих, а не наоборот.

ОЛЕГ: Подростки, посещая матчи с участием “Спартака”, видели что-то новое, доселе неизвестное. Я как-то задал вопрос одному из своих друзей: “Как ты вообще пришел в движение?”. А он отвечает: “Я пришел посмотреть на “Спартак”, вдруг слышу, с трибуны “С” (стадион “Лужники” - Прим. ред.) люди в красно-белом кричат: “Спартак”! Все сюда!”. Ну, я к ним и побежал”. Я думаю, что это не единственный подобный случай того, как народ вливался в ряды поклонников клуба.

С каждым разом людей приходило все больше и больше. Всем становилось интересно общаться, люди знакомились друг с другом, встречались и до матча, и после него.

Первая шиза

ОЛЕГ: Когда мы впервые приехали в Киев в 1981 году в количестве 500 человек, уже тогда люди ходили за нами с блокнотиками и записывали все наши речевки. Впоследствии они подкорректировали тексты так, чтобы они прославляли “Динамо” и теперь заявляют, что это их собственное изобретение.

Фанаты ЦСКА с большим трудом могут выдавить из себя какую-то новую песню. Я не понимаю, почему у них с этим проблемы возникают. Наверняка среди болельщиков ЦСКА есть умные люди. Но они до сих пор переделывают наши хиты на свой лад.

Честно говоря, меня немного коробит, когда я слышу свои мелодии в исполнении фанатов ЦСКА, на которые наложен новый текст антиспартаковского содержания. Хотелось бы обратиться к поклонникам других команд с просьбой, чтобы они сами придумывали свои гимны. Нехорошо воровать, господа! Правда, сейчас и у “красно-белых наметился некий кризис жанра: вот уже на протяжении двух сезонов у нас нет новых хитов. Это, мягко говоря, разочаровывает. Что же получается: если кто-то прекращает что-то придумывать, то процесс останавливается? Может быть, молодежь, которая приходит в спартаковский фанатизм, и тормозит его развитие? Может быть, она не может исполнять наши песни так, как это делало старое поколение? Вероятно, новички не обладают ни опытом, ни знаниями, ни даже элементарным слухом.

Клуб болельщиков

ОЛЕГ: Весной 1981 года был организован первый Клуб болельщиков “Спартака” под эгидой ЦК ВЛКСМ. Со стороны комсомола руку к созданию этой организации приложил один из его лидеров по фамилии Каневский, а со стороны фанатов - Рефат и другие деятели. Но клуб оказался кратковременным предприятием, он действовал только несколько недель, в течение которых “Спартак” сыграл пять своих матчей. Потом опять последовали санкции, в прессе появилось превеликое множество разгромных статей, посвященных фанатизму. Короче говоря, хорошая идея была загублена. Второй Клуб болельщиков “Спартака” появился 12 декабря 1987 года. Это начинание было более продвинутым, люди там занимались организацией выездов, приобретением билетов, составлением программок; клуб даже стал собирать деньги на строительство стадиона. В то же время в “Спартаке” появился новый президент: ушел Шляпин, пришел Романцев, который, как известно, весьма критически относится к болельщикам. Тут же прекратились встречи фанатов с клубом. К тому же жизнь стала меняться, и наступил период рыночных отношений, больно ударивший по финансовому состоянию КБ. Все это вкупе повлияло на то, что Клуб болельщиков просуществовал до 1990 года, и последним его мероприятием был выезд красно-белой торсиды в Неаполь.

Идеология

Когда люди объединяются в какие-то организации или группировки, это означает, что в чем-то они должны быть единомышленниками. Сказать, что “красно-белым” просто нравится “Спартак”, это значит нащупать только вершину огромного айсберга...

ОЛЕГ: Наша идейная концепция - это полная гегемония в Москве, отпор неприятелю на всех выездах, провозглашение “Спартака” единственным и неповторимым клубом России. “Спартак” - чемпион, и этим все сказано. Если вдруг “Спартак” окажется, не дай Бог, где-то в середине турнирной таблицы, то мы будем страшно недовольны таким положением вещей и будем требовать немедленного возврата временно утерянных позиций. Но больше всего на свете мы хотели бы, чтобы “Спартак” завоевал один из европейских кубков. Это программа-максимум. Мы делаем все возможное для того, чтобы болельщики и клуб шли по жизни рука об руку и не были безразличны по отношению друг к другу. Команда и фанаты - это два кольца на свадебной автомашине. К сожалению, только недавно это понял сам клуб.

ИГОРЬ: В последнее время наиболее активные фанаты придерживаются концепции HARD CORE. HARD CORE - это люди, склонные к околофутбольному насилию, и, в случае возникновения каких-либо беспорядков, они будут принимать в них самое активное участие; при этом они понимают, что от их действий не должны страдать простые любители футбола. Одним словом, банда воюет только с бандой. Или с представителями властей.

Я прямо могу сказать, что наша идеология - национализм, агрессивное отстаивание интересов России, отсюда и огромное желание оказаться когда-нибудь в Европе и схлестнуться с кем-нибудь в НАТОвской стране.

Взлеты и падения

ИГОРЬ: В начале 90-х произошел разрыв времен и связей между старым и молодым поколением спартаковских фанов. Многие авторитетные фаны ушли, и поддержка “Спартака” исчезла как таковая. Парадокс заключается в том, что в 1994 году люди пришли на пустое место. Они не знали ни истории, ни традиций. Если фаны ЦСКА сохранили свои силы и не позволили себе развалиться, то у нас наступил период безвременья. В 1992-93 гг. на некоторые домашние матчи “Спартака” приходило по 500 человек, а на иные выезды вообще отправлялось по 3-4 человека. “Старики” умудрялись "обувать" молодых на деньги и вещи, в дороге устраивался “чемпионат вагона по отжиманию”, т.е. началась откровенная дедовщина. Она коснулась не только “красно-белых”, другое дело, что мы в открытую об этом говорим, а наши недруги предпочитают об этом помалкивать.

Нам пришлось стартовать с нуля. В 1994 году была организована группировка “FLINT’S CREW”. 2 марта того же года состоялась презентация нашего транспаранта на матче с “Барселоной”. Затем появилась группировка “MAD BUTCHERS”, ее образовали экс-”флинты”, живущие на юго-западе Москвы. Через некоторое время нас покинули еще несколько парней, создавших группировку “GLADIATORS”. И я сразу хочу заметить, что многочисленность бригад - не есть раздробленность, о чем так любят повторять наши оппоненты. Мы выступаем единым фронтом, когда это необходимо. И не имеет смысла создавать группировки численностью в сотни человек: они неминуемо будут раскалываться. У “FLINT’S CREW” есть дочерняя группировка, называющаяся “YOUNG CREW”. В ней состоит молодежь, разделяющая взгляды и основополагающие концепции старших товарищей. Есть еще очень молодая, и в то же время боевая группировка "CWO" (“Механический апельсин”). Кстати, в спартаковском фан-движении не существует и никогда не существовало группировки “ULTRAS HOOLIGANS”. Само это название не выдерживает критики, ибо “ультрас” и хулиганы - разные формы одного слова. Заявляю, что информация об “ультрас-хулиганах”, появившаяся в некоторых СМИ, является ошибочной.

Средства пропаганды

У “красно-белых” есть свои собственные печатные и электронные СМИ.

ОЛЕГ: В мае 1991 года я выпустил первый спартаковский фанзин, Батумский - на два месяца раньше. Идея создания фанзина назрела давно. Я представлял себе фанатский журнал как продолжение статей, написанных мною в предматчевых программках клуба. Тираж первого номера “ULTRA NEWS” (так это называлось) составил где-то 25-30 экземпляров. Затем один из наших фанатов - Сироп - решил продолжить эту традицию и к букве “а” добавил букву “s”. Так издание стало называться “ULTRAS NEWS”. С весны 1995-го вышло уже шесть номеров обновленного журнала.

ИГОРЬ: Ну а “Третий тайм” - это разовый проект. В один прекрасный момент нашлись люди, которые дали под это предприятие деньги. А потом разразился кризис...

Кстати, не надо путать фанзин “ULTRAS NEWS” и сайт Олега Максимова в Интернете, который называется по имени первого спартаковского печатного издания. Остается добавить, что болельщики “Спартака” чаще всего общаются все в том же Интернете на страницах “Гостевой книги Виталия Васина и Дмитрия Шацкого”.

Войны

Самая, может быть, пикантная часть рассказа о спартаковских фанах. Многим, наверное, хочется почитать о массовых драках, без которых невозможно представить себе отечественный фанатизм. Постараемся удовлетворить эти пожелания, но хотим заметить, что, во-первых, мы выступаем против околофутбольного насилия, а, во-вторых, свидетельства лидеров “красно-белых”, приводимые ниже, не являются его пропагандой. Впрочем, читатель вправе сам решать, как относиться к тому, что стало неотъемлемой частью мирового фан-движения.

ОЛЕГ: Собственно соперничество фанатов трех прославленных московских клубов уходит корнями в прошлое: с послевоенных чемпионатов ЦСКА (ЦДКА), “Динамо” и “Спартак” постоянно конкурировали друг с другом. Именно эти три спортивных общества изначально имели самые многочисленные лагери болельщиков. Общеизвестно, что в ту эпоху, по вполне объективным причинам, наибольшей любовью, если не сказать - преклонением, советского болельщика пользовались ЦДКА и “Динамо”. Интерес к “Спартаку” стал возрождаться где-то с середины 50-х, когда команда заиграла в футбол высокой пробы.

Обидные прозвища (“мясо” или “свиньи”, “кони”, “мусора”) появились с целью показать крайне негативное отношение к тому или иному клубу и, будем откровенны, чтобы оскорбить и унизить своего оппонента из другого лагеря. Армейцы ассоциировались с Первой конной армией Буденного, динамовцы - с милицией, а спартаковцы - с "Промкооперацией" (советским торговым ведомством довоенной эпохи).

ОЛЕГ: 1980 год. Одновременно в Москве проходят два матча - футбольный и хоккейный. В первом встречаются “Спартак” и “Кайрат”, а во втором ЦСКА и “Химик”. Оба мероприятия проходят в “Лужниках”. “Спартак” играет вничью 0:0, народ выходит со стадиона в дурном расположении духа. В самых буйных головах возникает мысль погнать прочь болельщиков ЦСКА, и несколько тысяч “спартачей” окружают МСА. Что было дальше, сказать трудно. По крайней мере известно, что фанаты ЦСКА насчитывали в своих рядах несколько десятков человек и, по слухам, они очень серьезно пострадали от огромной толпы “красно-белых”. Весьма примечателен тот факт, что некоторое время спустя милиция стала хватать всех, кто имел при себе спартаковскую атрибутику.

Надо отдать армейским фанатам должное: уже в 1981 году они собрали очень серьезную бригаду.



1 2 3
Виртуальная Евро Лига
САЙТ Титова
сайт фанатов Сычева

Hosted by uCoz